Что значит психологическая готовность ребёнка к школе ?
Психологическая готовность ребенка к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (Ваш ребёнок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых). Другими словами, такое стремление к познанию называется учебной мотивацией. Кроме того, очень важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована социальная позиция школьника. У Вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:
● умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми; ● способен выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет; ● может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих поступков.
Еще один компонент психологической готовности - новое отношение ребенка к себе как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать в сыне или дочери чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера. Если Ваш ребенок:
● умеет планировать собственные действия; ● способен напряженно трудиться;
● умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др. - то у него сформирована волевая готовность к школе.
Что делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность к школе?
● ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав ее своей (тогда появится и желание выполнить задание, достичь цели);
● направлять, помогать в достижении цели; оказывать помощь только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться сам и просит о помощи взрослых;
● приучать ребенка не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, возможности;
воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх и т.д.
Безусловно, большую роль играет здоровье сына или дочери. Ведь чтобы выдержать нагрузку в течение урока и, тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. И наконец, основа для успешного овладения школьной программой - хорошее умственное развитие.
Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овладевать школьными премудростями, получать необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений:
● умения выделить учебную задачу; ● способности искать причины замеченного им сходства и различия предметов, явлений, их новых свойств.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимость между причиной и следствием. К концу дошкольного периода у ребенка обычно формируется речевая сфера, к которой относятся:
● звукопроизношение;
● эмоциональная культура речи.
Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностям при чтении и запоминании стихов. Хорошо, если ребенок:
● выражает свои мысли ясно, четко;
● передает связно то, что слышал, видел; умеет выделить в рассказе главное;
● передает рассказ по определенному плану.
Итак, психологическая готовность к школе включает:
● желание узнавать новое;
● способность преодолевать трудности;
● способность доводить начатое дело до конца;
● умение вступать в контакт с новыми людьми;
● умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем;
● развитие внимания, мышления, памяти;
● развитие речи.
Особое внимание уделяется:
● работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния; ● развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать и т.д.);
● общему физическому здоровью ребенка.
|