Психолог рекомендует
Вашему малышу предстоит впервые оторваться от мамы и остаться среди незнакомых взрослых и множества детей в детском саду. У него сложился определенный стереотип поведения в семье. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются. Перестройка стереотипа – трудная задача для ребенка, часто приводит к стрессу.
В чем это выражается? ● Нарушен аппетит, сон, эмоциональное состояние ● Может повыситься температура ● Ребенок может утратить положительные, уже сложившиеся, привычки и навыки ● Снижение иммунитета, заболевания, потеря веса При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние проходит быстро. При адаптации средней тяжести ребенок в первый месяц болеет ОРЗ, но без осложнений. При тяжелой адаптации эмоциональное состояние нормализуется медленно, несколько месяцев. Характеризуется повторными заболеваниями, стойкими нарушениями поведения (ребенок прячется, постоянно зовет маму) От чего зависит характер адаптации? ● От возраста. После двух лет дети приспосабливаются к новым условиям гораздо легче. Они любознательны, их легко отвлечь, они понимают речь, их легко успокоить ● От состояния здоровья и возраста ребенка ● От индивидуальных особенностей ● От биологических и социальных факторов ● От уровня тренированности адаптационных механизмов (опыт посещения родственников, знакомых, выезд на дачу, на отдых, контакты со сверстниками) Как помочь ему в этот не простой период вхождения в мир более сложных социальных отношений? Маленький ребенок связан со своей семьей крепкими узами. Чем он младше, тем эта связь для него значимее и важнее. Ребенок видит жизнь «из рук» родителей. Именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит им со временем «вылететь из гнезда», научиться жить среди людей в ладу с собой и с ними. Говорите с ребенком о том, что касается его лично, что происходит в настоящий момент, что предстоит в скором будущем. Вхождение в новый незнакомый мир порождает тревогу и неуверенность. Дайте ему информацию о том, как весело и интересно он будет проводить время среди сверстников в садике, проведите по территории, по помещению садика – это снимет напряжение, предотвратит развитие неврозов, стабилизирует его эмоциональное состояние. Очень важно обсуждать с ребенком визиты в садик и наблюдения за его жизнью. Рядом с мамой малыш учится контактировать с незнакомыми людьми, обращаться к ним с вопросами. У него появляется желание прийти в сад, поиграть с ребятами, пообщаться с улыбчивыми, совсем не страшными воспитателями. Ребенок имеет право на собственный опыт в познании мира!!! Не пытайтесь навязать ребенку свое видение, свое умение думать и чувствовать. Мы можем лишь предупредить, рассказать о том, как это будет. Навязывать – не имеем права. Осваивать новый мир он будет сам, обретая первый социальный опыт. Порядок, режим, чужие взрослые, которые диктуют свои требования – для ребенка это острый стресс. Мудрый папа приводит новичка сына в детсад и, предупреждая готовые хлынуть слезы, напоминает ребенку: « Помнишь, о чем мы договаривались? Считаем до десяти – и разбегаемся. Я на работу, ты – в сад. Вечером мне все-все расскажешь. До встречи!» Сын крепится, считает до десяти и позволяет папе уйти. Что делать, если ребенок закапризничал, не хочет идти в сад, упал на пол, кричит, не хочет одеваться? Не акцентировать внимание. Не ругать. Не стыдить. Не делать трагедии из этого события. Не проявлять нетерпения, не злиться. Обязательно сказать, что вы его любите, но его поступок не правильный, не красивый. Что, если уж ему так этого хочется, он может покричать и поваляться на полу. Но позже обязательно выясните, что предшествовало этому срыву, может быть, произошел конфликт с детьми? Узнайте причину. Поговорите с воспитателем, посоветуйтесь с психологом. Как подготовить ребенка к детскому саду? ● Желательно, чтобы начало посещения детсада не пришлось на эпикризные сроки: 1г 3м, 1г 6 м, 1г 9 м, 2г 3 м, 2г 6м, 2г 9м, 3г ● Заранее ознакомиться с режимом дня и питания в садике и приблизить к ним условия в семье ● Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы ваш малыш пошел в детский сад. Например: Детский сад – такой красивый дом, где собирается много-много детей. Они разучивают песни, учатся танцевать, рисовать, считать и писать. Они вместе играют, занимаются физкультурой, чтобы стать сильными и красивыми. Они обедают за маленькими столиками на маленьких тарелочках, как в сказке про Трех медведей, спят на маленьких кроватках. У тебя будет свой шкафчик с картинкой, где будут хранится твои вещи. Там много игрушек, машинок, книжек. Каждый день там происходит что-то интересное: то Мишки от деток прячутся, то клоуны приезжают, то кукольный спектакль показывают. Я хочу, чтобы ты подружился с детьми из этого сада, научился всему, что умеют они, играл с ними и занимался всякими интересными вещами, пока я буду на работе. Ты даже не заметишь, как пройдет время: ты только покушаешь, погуляешь, поиграешь – а я уже приду забрать тебя домой. И ты мне расскажешь обо всем, что произошло с тобой за день в саду. Постоянно говорите своему малышу, что он по-прежнему дорог вам, любим вами. Подробно и многократно рассказывайте ребенку о режиме детского сада – тогда он будет себя уверенно и спокойно чувствовать в саду. Неизвестность не будет его пугать. Все происходит так, как и было обещано мамой. Ничего страшного, все хорошо. Объясните, что если ребенок захочет в туалет или попить, ему надо сказать об этом воспитателю, который ему обязательно поможет Заранее познакомьте ребенка с воспитателем и детьми из группы, в которую он пойдет Забирайте первое время ребенка пораньше. Некоторым детям требуется на адаптацию около полугода Говорите ему о том, что игрушками надо делиться. Благодарить того, кто дал поиграть своей. Научите просить, а не отнимать мячик или куклу у других Обучите дома навыкам самообслуживания Если ребенок болен, оставьте его дома Избегайте критики в адрес сада при ребенке, не пугайте его детским садом Чем с большим количеством людей ребенок познакомиться, тем быстрее привыкнет к саду. Помогите ему : познакомьтесь с родителями и их детьми, называйте детей по имени в его присутствии, общайтесь с ними, расспрашивайте дома малыша о Лене, Кате, Кирюше Разработайте игровую систему прощания, прощальные знаки, и ему проще будет отпустить вас. Подчеркивайте, что малыш по-прежнему дорог вам, любим вами. Компенсируйте меньшее время общения с ребенком качеством общения. Чаще обнимайте. Скажите малышу: – Я знаю, что ты без меня скучаешь, как и я без тебя. Что тебе бывает страшно. Но это всегда так. Когда новое – сначала страшно, а потом привычно, а потом – интересно. И у меня так было. Ты такой у меня молодец, у тебя все получается, я горжусь тобой Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому. Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя. (Вы тоже можете делать их вместе с ребенком) Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится. Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте). Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы: 1. Что тебя может разозлить? 2. Как ты себя ведешь, когда злишься? 3. Что чувствуешь в состоянии гнева? 4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты? 5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся. 6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь? 7. Какие слова для тебя самые обидные? Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные. Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. 1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека. 2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык. 3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки. 4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме. Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»). Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:– чашка (в нее можно кричать); – тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки); – листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене); – карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок); – пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать); – подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет. 5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко). 6. Игра «Обзывалки». Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет. Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение. Все эти «чудо-вещи» могут быть использованы и взрослыми!!! |