Возрастные особенности речи у детей
В первые годы жизни, из-за несовершенства речевых органов, ребенок произносит только простые по артикуляции (тонкие движения губ, языка при произнесении звуков) звуки А, О, Э и согласные П, Б, М.
Несколько позже усваиваются И, Ы,У и согласные В, Ф, Т, Д, Г, К, Н, Х, а более сложные по артикуляции звуки заменяются более простыми или отсутствуют.
Такое явление получило название «ВОЗРАСТНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ»
• В трехлетнем возрасте Ш,Ж,Ч больше всего заменяются на С, З. Щ – на Ш, Ч, ТЬ (сапка, сюба, зук, цай, тепка – щепка). Реже вместо этих звуков употребляется Т, Д (тубу, тяй, дук)
• С, З, Ц заменяются на Т, Д, а Ц – на С (дуб – зуб, сапля – цапля)
• Изредка Ш, Ж заменяется на Ф, В ( фапка – шапка, вук – жук)
• Х, К, Г или отсутствуют или заменяются на Т, Д (тот – кот, дуси – гуси)
• Й отсутствует или заменяется на ЛЬ (лябико – яблоко)
• Р, Л отсутствуют или заменяются на Й, ЛЬ (от, лет – рот, йампа – лампа)
• Р нередко заменяется на Л ( лот – рот)
• Р, Л могут заменятся на В или короткое У ( вампа, уадуга – радуга)
• М может заменятся на Н и наоборот ( нясо – мясо)
• Согласные звуки смягчаются (дюби, дяй – зубы, дай)
• Один и тот же звук в конце, начале и середине слова произносится правильно или искажается или вообще выпадает (роза, шай – шар, коова – корова)
Примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков
Время появления звуков
(в годах)
|
1 -2
|
2 -3
|
3 -5
|
5 -6
|
Звуки
|
А О Э П Б М
|
И Ы У Ф В Т
Д Н К Г Х Й
|
С З Ц Ш Ж Ч Щ
|
Л Р
|
Следует знать, что в 3 –5 лет у ребенка могут быть особенности произнесения звуков, которые не являются с самого начала «возрастным косноязычием».
Сюда относиться например «ХЛЮПАЮЩЕЕ» произношение иногда даже с заметным раздуванием щек, или рот ребенка двигается уголком в сторону, что придает звуку неприятный и непривычный для слуха оттенок, или С, З, Ц, Д, Т, Л, Н произноситься межзубно (кончик языка между резцами).
Эти особенности не пройдут с возрастом, поэтому необходимо как можно раньше обратиться к специалистам.
Если родители, подлаживаясь под речь ребенка, начинают с ним сюсюкать, ребенок не только лишается правильного подражания, но и стимула, для улучшения своего звукопроизношения: ведь родителям нравиться, как он говорит.
Однако это не означает, что в разговоре с ним нельзя употреблять «АВ - АВ» «МЯУ» и т. д , но ребенка надо уже приучать к общепринятым названиям. Указывая на корову, ребенок может сказать «МУ», мама должна сказать «ДА – ЭТО КОРОВА».
Ни в коем случае не нагружайте речь ребенка заучиваниями непосильных стихотворений.
Нередко «усердные родители» форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно.
Бывает, что требования проявляются в недопустимой форме: в нетерпеливом,раздраженном тоне, окрике или даже угрозах, либо в передразнивании, пусть даже шутливом. В результате переутомления физиологических механизмов речи эти неправильности еще больше закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, так как его энергия падает, когда он чувствует что-то непосильное для себя.
Неправильно сказанное слово надо спокойным ласковым тоном произнести 2–3 раза. Но и вредно назойливое, чуть ли не на каждом слове исправление неправильного произношения. Это мешает ребенку выразить свои мысли, чувства, раздражает и обижает его. Правильное добровольное произнесение слова ребенком надо поощрять.
|