Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Во время эпидемии стресс и беспокойство родителей передается детям, их тревожность растет. Как сохранить психику ребенка без негативных последствий в этот сложный период?
Детям передаётся состояние родителя, даже если он не говорит ничего пугающего. Иногда взрослый и сам не осознает свою тревожность, но о ней свидетельствует его суетливость, импульсивность действий, хаотичность в поведении. Родитель начинает какое-то дело, бросает его, берется за другое, ведет себя излишне агрессивно, срывается на ребенка за то, что тот мешает …
Чтобы снизить уровень стресса, психологи советуют родителям тратить меньше времени на чтение и просмотр новостей, а также не перекладывать ответственность за свою жизнь на окружающих, правительство или медиков.
В период карантина взрослым особенно важно обратить внимание на общение со своими детьми. Плохо, если родитель не оказывает ребенку эмоциональную поддержку, у них нет совместного времяпрепровождения, общих интересов и тем для разговоров.
По мнению психологов, будет лучше, если родитель специально поговорит с ребенком об эпидемии и о том, как она изменила жизнь людей. Дошкольнику нужно объяснить, почему он не ходит в детский сад и не гуляет. Необходимо спокойно рассказать, что выполнение всех важных правил (мыть руки, выполнять режим дня, есть овощи и фрукты, пить витамины) позволит всем оставаться здоровыми. При этом родитель должен сам быть образцом выполнения этих правил.
Родители должны следить, какую информацию ребенок получает, ограничивать просмотр новостных сюжетов, где говорится о тяжелых последствиях заболевания, количестве погибших и так далее. Очень важно, чтобы ребенок мог выражать свои эмоции и переживания в социально приемлемой форме. Здесь помогут рисование, творчество, физкультура. Не стоит забывать про соблюдение режима дня, чередовании видов деятельности и балансе нагрузки и отдыха.
Предлагаем Вашему вниманию рекомендации психологов, как уменьшить тревожность в период вынужденной самоизоляции:
Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним — это снимает тревогу.
Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.
Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга. Можно вместе сделать спортивные упражнения. Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку. Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»).
Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно; проветривать комнату; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать и т.д.), то все будут здоровы!»
Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.
Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны и т.д.). |